1. ФОРУМУ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ – 20 ЛЕТ

1996 год. Прошли выборы президента России. Во втором туре, как и ожидалось, победил Борис Николаевич Ельцин. Но радости не было, была тревога за его здоровье и печаль – не уберегли в этой предвыборной гонке. О том, что у Бориса Николаевича случился инфаркт после первого тура выборов, знали очень немногие, но сам он держался и старался виду не подавать. Но получалось плохо. Он не ложился в больницу – ждал, когда пройдет второй тур голосования и инаугурация. Мы встретились на последнем заседании Совета по выборам, было видно по его бледности, как ему тяжело. Но выборы он довел до конца, а после выборов собрал доверенных лиц, затем встретился со штабом и всех поблагодарил. На штабе начал с меня – подарил часы и зачитал Указ о награждении орденом «Дружбы». Но орден не дал – сказал, что вручит на церемонии. Обнял, сказал: «Спасибо». Это было 5 июля, уже накануне моего 60­летия. Так мы попрощались… навсегда. А орден мне вручил В.С.Черномырдин.

А в августе на даче зазвонил телефон. Звонили из приемной Ельцина. Дежурный спросил: «Сергей Александрович, Вы где?». Я ответил: «На даче». Дежурный: «Как на даче? Вас уже 15 минут ждет Борис Николаевич». Я ответил: «Первый раз слышу, меня никто не предупреждал». Так и не узнал я, о чем хотел поговорить со мной президент. А встретиться с ним очень хотелось, подбодрить и пожать руку. Не судьба. За срыв же встречи кому-то наверняка была от него хорошая головомойка – он любил дисциплину и точность и умел наказывать. Но для меня это было весьма слабым утешением.

После юбилея я стал пенсионером. У меня не было желания возвращаться на государственную службу – раз приняли такой закон о работе до 60 лет, то надо было его соблюдать. Да, честно говоря, было как-то не по себе: каждый год писать заявление, чтобы тебя оставили на государевой службе. И так, в течение 5 лет, до 65. Зачем? Ушел. И не жалею.
Предложений было много, но поразмыслив, решил пойти своим путем. В 1997 году мы с супругой создали некоммерческую организацию Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ. Примерно в то же время друзья­писатели – Владимир Савельев,Татьяна Кузовлева, Анатолий Приставкин, Валентин Оскоцкий – убедили меня организовать Конгресс интеллигенции России. Идею поддержал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Смысл Конгресса заключался в том, чтобы осуществлять диалог с властью по различным проблемам жизни страны. Мы создали Конгрессы в регионах и провели съезды интеллигенции в Москве (1997), в Санкт-Петербурге (2001) и в Уфе (2003). На всех встречах (съездах) был деловой и, думаю, полезный для общества и власти разговор. Но интереса со стороны новой власти мы не увидели, и я решил сосредоточиться на работе в Фонде.

Наш Фонд вместе с государственными и общественными объединениями ведет несколько программ общероссийского масштаба, направленных на развитие культурных традиций, расширение круга чтения, приближение лучших образцов современной литературы и литературы молодых писателей к читателю. Но основной программой уже 20 лет является программа «Молодые писатели России, стран СНГ и зарубежья.

История появления этой программы очень простая.У меня сложились добрые отношения с министром культуры М.Е.Швыдким и заместителем министра Минпечати В.В.Григорьевым.Как­то в кабинете у министра культуры РФ М.Е.Швыдкого мы оказались втроем: М.Е.Швыдкой, В.В.Григорьев и я. Зашел разговор о молодых писателях. И мы все почувствовали, что для нас здесь пустота, мы ничего не знаем, что делается в этой области. Я сказал, что могу взяться за эту программу вместе с «толстыми» литературными журналами, но с условием, журналы должны быть и так называемые либеральные и слывущие патриотическими. На том и порешили. Вспомнились слова Бориса Николаевича, когда он решил идти на выборы президента России и пригласил меня войти в предвыборный штаб: «Вы будете заниматься с интеллигенцией, с писателями, у вас это хорошо получается».
Тревога за будущее русской литературы в условиях тяжелейшего экономического и политического кризиса, предоставления конституционных свобод и отмены единой государственной идеологии и цензуры, проявлялась у многих. По этому поводу к участникам Форума молодых писателей обратился писатель Александр Исаевич Солженицын:

Друзья мои! Вы вступаете в нашу литературу в пору её острого кризиса. С историческим потрясением внезапно хлынувшей внешней свободы многие писатели не справились, захлебнулись в ней.
Одни поддались болезни измельчания и поверхностного экспериментаторства. Другие — соблазнительной погоне за мимолётной модой и коммерческим успехом.
А тем временем школьники — старшеклассники перестают различать литературное качество, блуждают в потерянности, отчего и изучение нашей великой литературы XIX века им уже начинает казаться бессмысленным.
Все эти признаки духовного упадка совпадают по истоку и по времени с нынешним грозным упадком русского национального самосознания – тяжелым следствием же столетних бедствий России. Этот духовный упадок вместе с нашим демографическим срывом грозит самому существованию русского народа.
Под этими настигающими нас опасностями я призываю вас -постоянно ощущать высоту своего культурного долга перед прежними и будущими поколениями соотечественников.
Литературных вам успехов!

Программа «Молодые писатели» существует уже 20 лет, в ней приняли участие более 2000 молодых писателей из 83 регионов России, и 33 стран СНГ и зарубежья, организаторы программы — наш Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ и «толстые» литературные журналы «Арион» (гл. редактор А.Д.Алехин), «Вопросы литературы» (гл. редактор И.О.Шайтанов), «Дружба народов» (гл. редактор А.Л.Эбаноидзе, сегодня – С,АНадеев), «Звезда» (гл. соредакторы А.Ю.Арьев и Я.А.Гордин), «Знамя» (гл. редактор С.И.Чупринин), «Иностранная литература» (гл. редактор А.Я.Ливергант), «Костер» (гл. редактор Н.Б.Харлампиев), «Москва» (гл. редактор Л.И.Бородин, сегодня — В.В.Артемов), «Нева» (гл. редактор Н.А.Гранцева), «Наш современник» (гл. редактор С.Ю.Куняев), «Новый мир» (гл. редактор А.В.Василевский), «Октябрь» (гл. редактор И.Н.Барметова), «Современная драматургия» (гл. редактор Н.И.Мирошниченко, сегодня — А.Р.Волчанский), «Юность» (гл. редактор С.А.Шаргунов), интернет­журнал «Пролог» (гл. редактор Т.В. Кузовлева, К.В. Ковальджи, сегодня — А.А.Себелев).

Несколько слов о «толстых» литературных журналах. Это большая удача, что работать в программе с молодыми писателями согласились «толстые» литературные журналы. Преемственность в духовном развитии в России вот уже на протяжении двух веков обусловлена уникальным явлением в мировой культуре – «толстыми» литературными журналами. И в ХIХ, и в ХХ, и в XXI веках с учетом российских расстояний и пространств, именно они были почтовыми лошадьми русской и переводной литературы, публицистической и критической мысли. Влияние «толстых» журналов и в советское время, и, особенно, в перестроечные годы на общество было огромным: тиражи их переваливали за миллионные отметки. К сожалению, в начале 90-х годов тиражи стали резко падать. Несколько лет финансовую поддержку оказывал американский финансист Джордж Сорос, помогая библиотекам покупать по 10 тысяч экземпляров журналов, но делал это для журналов либеральных. После того, как Фонд Сороса перестал финансировать подписку на журналы для библиотек, кое­кто заговорил о том, что «толстые» журналы себя исчерпали и должны естественным образом умереть. Но когда по заказу нашего Фонда были проведены маркетинговые исследования среди читателей, мы получили еще одно подтверждение необходимости «толстых» журналов для общества, хотя в нынешних экономических условиях люди лишены возможности выкладывать деньги на подписку из семейного бюджета. Но если мы пропустим поколение молодых, которые не будут читать и работать с этими журналами, мы можем действительно нарушить традицию преемственности общественного воспитания, которую восстанавливать всегда труднее. И потому нужно искать пути помощи «толстым» литературным журналам и наполнения ими наших библиотек. Сегодня они борются за выживание почти самостоятельно.Хочу особо подчеркнуть, что, собственно, на этих журналах построена работа с молодыми писателями при подготовке и проведении Форумов. Используя богатый опыт и профессионализм сотрудников журналов и писателей, которые печатаются в них, они рецензируют произведения молодых авторов, (таких работ около 1000), вместе с Фондом формируют состав Форума (140-160 человек) и мастер-классов (их на Форумах 14-16), разрабатывают программу Форума, которая включает работу мастер-классов, творческие встречи с известными и молодыми писателями, круглые столы и дискуссии (таких встреч было более 200), встречи с учеными, экономистами, деятелями культуры. В конце рабочего дня на Форуме проводится открытый микрофон, где ребята читают отрывки из своих произведений и стихи. При подведении итогов Форума лучшие произведения участников (более 100) рекомендуются в сборники «Новые писатели», «Новые имена в детской литературе», «Молодые критики в литературе», «Новые имена в драматургии». Многие ребята получают рекомендации в литературный институт имени А.М.Горького. Основная масса участников Форума получает благодарность за активное участие в его работе. После Форума литературные журналы публикуют лучшие произведения участников Форума, а Фонд при поддержке Роспечати издает сборники и отдельные книги, рекомендованные на Форуме. Это самый короткий путь для молодого писателя – напечатать свое произведение в литературном журнале и получить высокое качество редактуры. Кроме Форума литературные журналы по инициативе Роспечати уже два года проводят в каждом Федеральном округе Школу мастерства молодых писателей, в которых участвуют на конкурсной основе попо 20 молодых прозаиков и поэтов.
Подготовку 1-го ФМП мы начали с того, что в отдельные регионы России были командированы главные редакторы журналов и писатели, где они провели встречи с молодыми авторами, рассказали им о Форуме. Они привезли в Москву уйму произведений, прорецензировав которые был сформирован состав участников 1-го ФМП (150 чел). На последующие форумы молодые авторы присылают свои произведения в Фонд СЭИП по электронной почте. Фонд составляет журнал регистрации и назначает рецензентов на каждую работу автора по жанрам. Рецензенты присылают в фонд отзывы по каждому произведению с оценкой, которую ставят по пятибалльной системе:
Оценка «1» — отлично, пригласить на форум обязательно;
Оценка «2» — хорошо, желательно на форум пригласить;
Оценка «3» — можно пригласить на форум, но во 2-ю очередь;
Оценка «4» — произведение слабое, не приглашать на форум;
Оценка «5» — произведение очень слабое, язык или казенный, или жаргонный, перемешанный нецензурными словами и другими излишествами, не приглашать никогда.

Меня часто спрашивают, почему я занялся этой программой. На самом деле, причин здесь много. Можно даже говорить о существовании целого комплекса проблем, которые вовлекли меня в это непростое дело. Первая проблема – политическая. В современном гражданском обществе связующим звеном выступает творческая интеллигенция, среди которой, безусловно, особая роль принадлежит писателям. В этой связи беспокоит то, что у нас не сформировалось новое поколение писателей. Старые мастера сказали свое слово – в прозе, поэзии, публицистике, драматургии. Они помогли россиянам понять наше время, осмыслить прошлое, заглянуть в будущее. А вот нового поколения литераторов, у которого было бы свое пространство общения, нет. Его не слышно. И это очень тревожно, поскольку наш народ оказывается один на один, лицом к лицу с политиками и журналистами, которые не всегда правдивы, чаще всего руководствуются конъюнктурными соображениями. Настоящий писатель донесет до читателя правду. Даже в советские времена при жесточайшей цензуре мы все­таки узнавали ее из литературных произведений. А за литературой идут кино, театр… Все связано.

Еще одна проблема состоит в том, что у нас в глубокой непримиримой ссоре находятся союзы писателей. Причем, разногласия эти имеют под собой почву отнюдь не творческого, а идеологического характера. А свою идеологию «патриотические» союзы пытаются навязать писателям, особенно молодым, используя чисто советские рычаги при приеме в свой Союз. Не случайно они ведут жесткую борьбу за принятие Закона о творческих союзах с захватом в свои руки бюджетных средств и распределение социальных льгот, установленных государством, и пенсий, а также собственности. Они пытаются взять молодую поросль себе в союзники, требуя от них писать «как надо», что совершенно не допустимо. И сама молодежь сопротивляется этому. Потому что каждый молодой автор старается начать свою литературную деятельность с отношения к этой жизни, к нашему прошлому, будущему со своим «Я» и без примеси принуждения.

Наша задача, состояла в том, чтобы создать пространство для общения молодых писателей. И сегодня они переписываются в интернете, читают друг друга, встречаются и проводят свои фестивали и встречи с читателями. Это дорогого стоит. Как­то мне бывший ректор Литературного института С.Н. Есин сказал, что как только начал работать форум молодых писателей, у них вырос конкурс в институт в несколько раз.

Когда начали работать форумы, детские семинары, совещания молодых писателей на Северном Кавказе, выявились и другие проблемы. Прежде всего, проблема с русским литературным языком. В новую экономическую и политическую эпоху меняется и язык общения. Ведь язык – это живая материя и каждой эпохе свойственен свой язык. Кроме этого, многие неправильно поняли свободу, которую дала гражданам Конституция 1993 года и снятие цензуры. Кое­кто из молодых решил, что отмена цензуры означает языковую вседозволенность – эпатажное козыряние матерщиной, уголовным жаргоном, или, напротив, неумение преодолеть косность фраз, казенщину словесных конструкций. И тогда мы стали приглашать для беседы с ними Максима Кронгауза, Наталью Басовскую, Юрия Тхагазитова – знатоков русского языка из РГГУ.

И еще одна проблема. Когда я начинал эту программу, увидел, как власть разделяет общество, особенно, дискредитируя либеральные ценности и виня либералов во всех бедах.Кремлевские чиновники начали создавать отряды «Наши», «Смена» и другие, которые пытались навязать обществу свои взгляды и оценки, порой абсолютно безнравственные. Они жгли неугодные с их точки зрения книги, устраивали крикливые протесты у окон неугодных им писателей. Мне казалось, что для духовного единства общества необходимы другие скрепы. Для этого надо взрастить и воспитать честных активных ребят, чтобы они помогали другим становиться нравственной опорой для общества. Ведь это факт: с приходом рынка упала нравственность, почти исчезло сострадание к людям, и все это стало проявляться и в литературе. Общество становится агрессивным и эта агрессия, репрессивные действия исходят от власти, которые подхватывают депутаты Единой России, хотя именно они призваны защищать права и свободу человека и гражданина. Не случайно сегодня общество погружается в реакционную трясину. Как бы нам не повторить историю СССР с обманутым обществом. Встречи с известными писателями, учеными, экономистами, дискуссии на Форумах, беседы вмастер­классах, способствуют пониманию этих проблем.Когда мы в октябре 2001 года вместе с «толстыми» журналами проводили первый Форум молодых писателей, мы убедились, что молодые писатели работают во всех литературных жанрах, они хорошо образованы, многие уже выпустили свои книги. Каждый из них ищет свою дорогу и вырабатывает свой голос. Наша программа призвана помочь им быть услышанными, прочитанными, а дальнейшее – это их нелегкая литературная судьба, которой они могут и должны распорядиться по своему усмотрению…

Мы видим, как на Форумах молодые писатели почувствовали себя единым литературным поколением. Они хотят писать, иметь возможность печататься, и в семинарах они перебегали от одного мастера к другому, чтобы успеть услышать всех. Им особенно понравилось, что организаторы программы не делают различий и ограничений, связанных с принадлежностью к разным писательским союзам. Главный критерий в работе – наличие таланта и художественного вкуса.
Но появилась еще одна проблема, которая может сыграть роковую роль в творческом пути писателя. Как-то Сергей Иванович Чупринин обратил внимание на творческие характеристики, которые форумцы приводят в своих анкетах для участия в Форуме. Такое впечатление, что идет негласное соревнование между ними: кто больше осуществит поездок на различные фестивали, кто больше получит наград, кто сильнее засветился как звезда. Возникает вопрос: Когда же они пишут? Когда читают? Не идут ли эти путешествия в ущерб творчеству? По крайней мере, мы в Фонде это почувствовали. Многие ребята и девушки подают заявки несколько лет подряд, но прикладывают зачастую одно и то же произведение. Значит, несколько лет автор не пишет.

А вот оценка одного из рецензентов и руководителя мастер-класса. В анкете молодой автор обозначил себя, как иллюстратор. Автор 3-х сборников стихов, автор молодежного романа, соавтор одной книги, печаталась в сборнике стихов, в поэтическом альманахе «Поэты XXI века», в 2 выпусках литературного альманаха «Первоцвет», лауреат литературной конференции «Молодость. Творчество. Современность», отмечена почетной грамотой «Байкал», соавтор и составитель сборника «Я люблю этот мир…», награждена дипломом победителя 1 степени литературного конкурса «За волю и любовь к жизни» в номинации Поэзия».

И вот, что пишет рецензент по поводу автора и представленного им произведения: Всегда пытаешься верить столь пышным саморекламам, как представляется в анкете автор, образование среднее, иллюстратор, живёт в посёлке Иркутской области… Думаешь, а вдруг и взаправду, явилась из Забайкалья новая талантливая поэтесса… Разочарование наступает мгновенно, едва прочтёшь первые строки. Штампы, общие места, дурная литературность, наивность, слабость, вопиющая беспомощность бессильных текстов… Хотелось бы, чтобы такие авторы быстрее приняли решение о своем реальном будущем.

На последних форумах мы все больше говорим о наших литературных героях. Идеологические герои ушли в прошлое. Наши независимые СМИ в течение нескольких лет очень критично рассказывают о нашей жизни. Имеют на это право. Государственные СМИ, наоборот, ведут политику пропаганды, поиска врагов. Но от этого негатива в душах людей накапливается тяжёлый металл, всё покрывается свинцовым налётом равнодушия, пеплом безразличия. Нужны примеры порядочности, милосердия, терпимости, сострадания. В литературе, как и в жизни нужны лидеры. Есть такие люди и примеры на Руси! Почему мы не спешим рассказывать о хороших людях, которых становится всё меньше? Они и могут быть опорой современному человеку, как святые на Руси когда­то. И мне кажется, люди ждут этого…

20 лет назад мало кто верил, что появятся талантливые писатели. Наталья Борисовна Иванова перед 1-м ФМП бросила такую фразу: «Хорошо, если проявятся 1-2 человека, которые привлекут наше внимание своими способностями». Но это, к счастью, оказалось не так. Способных оказалось много, и с каждым годом их становилось все больше и больше. Прозаики: Роман Сенчин, Алексей Иванов, Захар Прилепин, Денис Гуцко, Дмитрий Новиков, Илья Кочергин, Фарид Нагим, Алексей Шепелев, Евгения Доброва, Евгения Декина; поэты Мария Маркова, Антон Азаренков, Константин Комаров, Анна Маркина, Елена Лапшина; детские писатели Станислав Востоков, Анна Игнатова, Анастасия Орлова, Анастасия Строкина, Наталья Волкова, Елена Усачева, Анна Матасова, Алексей Зайцев;литературные критики Валерия Пустовая, Сергей Беляков, Алиса Ганиева, Сергей Чередниченко, ЕкатеринаИванова, Елена Луценко, Андрей Тимофеев; драматурги Кристина Стрельникова, Николай Ермохин, Камилла Ибраева, Кристина Кармалита и многие другие.
У нас появились свои лауреаты разных премий:Алексей Иванов, Захар Прилепин – «Большая книга», Роман Сенчин – премия Правительства РФ, «Большая книга» и «Ясная Поляна», Денис Гуцко – «Русский Букер», Мария Маркова и Анастасия Орлова – премия Президента РФ, Александр Снегирев – «Русский Букер» и др.

Фонд проводит ряд других работ в области культуры при поддержке «Роспечати». Руководителям Агентства М.В.Сеславинскому и В.В.Григорьеву удалось выстроить издательскую деятельность с учетом сложившихся экономических условий, удалось создать конкурентную среду в отрасли. Агентство строит отношения российских писателей и издателей с зарубежными издательствами и читателями с мыслью о непреходящих ценностях гуманистической культуры и литературы в мире. С этой целю Агентство учредило АНО «Институт перевода», который уже сегодня доказал свою эффективность. За период его деятельности переведено и издано значительное число книг российских писателей на десятки языков народов мира. Книги российских писателей прошли через десятки международных книжных ярмарок­выставок, где заключены взаимовыгодные соглашения между издательствами и писателями. Такая политика в корне меняет отношение к российской культуре и литературе в мире. Агентство поддерживает значимые в социально гуманитарном, культурном и образовательном отношениях произведения отечественных писателей в рамках программы «Культура России». Оно проводит большую работу за сохранение чистоты русского языка, в том числе в странах «ближнего зарубежья». Активное участие в этих работах принимают молодые писатели. Они посещают зарубежные выставки, их книги переводят на иностранные языки и издают за рубежом.

Фонд проявляет заботу о сохранении русскоязычной литературы в странах СНГ, на Украине и в Грузии. Мы вместе с литературными журналами проводим ежегодно в одной из республик СНГ Фестиваль молодых писателей, уделяя особое внимание сохранению и развитию литературного русского языка. Ежегодно на Форум молодых писателей мы приглашаем не менее 20 молодых писателей из стран СНГ и зарубежья.
Как только начались поездки главных редакторов журналов и писателей в регионы, в Фонд пошел поток писем с произведениями. Причем, поток был настолько большим, что вначале мы растерялись: куда же девать все рукописи? Решение пришло быстро – мы создали 300­страничный интернет­журнал молодых писателей «Пролог» со своим электронным адресом. После серьезного и строгого отбора мы начали печатать наиболее интересные произведения в интернет­журнале.
Хочется назвать все фамилии тех, кто проводил мастер­классы (92 чел.), кто выступал перед молодыми писателями (225 чел.), кто рецензировал их работы (62 чел.). Но, как видно из приведенных цифр, в книге это сделать невозможно. Но все это можно найти на сайте Фонда – www.sfilatov.ru
…У нас в Фонде собрался хороший коллектив. Не все, правда, сумели выдержать каждодневное напряжение, некоторые ушли, но те, кто остался, работали так, что приходилось удивляться, откуда берутся силы.

Главный диспетчер, в то время моя помощница – Наташа (Наталья Николаевна) Серкова вела делопроизводство, принимала и рассылала почту, размещала на нашем сайте в интернете информацию о работе Фонда, готовила различные справки, письма, успевала ответить на десятки телефонных звонков и поздравить юбиляров, и еще сделать массу полезных и нужных дел. Она заменяла собой целую справочную службу – по крайней мере, могла ответить на любой вопрос. Поэтому к ней часто обращались наши коллеги из других организаций. Сейчас на этом месте успешно работает Алина Карпова, писатель, окончившая Литинститут имени Горького, участница программы «Молодые писатели».
Александр Себелев ведет интернет­журнал «Пролог», готовит к изданию книги Фонда по итогам ежегодной программы «Молодые писатели», готовит презентации для всех мероприятий, проводимых Фондом, ведет отдельные программы – детские семинары и мастер-классы переводчиков. Создателем интернет­журнала «Пролог» является поэтесса Татьяна Витальевна Кузовлева, после нее долгое время главным редактором был Кирилл Владимирович Ковальджи. Они многие годы помогали в работе Фонда своими советами и участием в его мероприятиях.

Вице-президент Фонда Галина Николаевна Филатова вместе с А.Себелевым проводит выставку книг «Молодые писатели России» на книжных ярмарках. Она вела много лет программу поиска молодых писателей в ЗАТО Росатома и устраивала в городах ЗАТО творческие встречи с писателями, она вместе со мной проводит наши мероприятия в стране и за рубежом.

К сожалению, в некоммерческих организациях непомерно большая договорная, бухгалтерская и отчетная документация, которая с каждым годом увеличивается и к которой постоянно ужесточаются требования и усложняются и ограничиваются возможности некоммерческих организаций. Одних договоров с исполнителями программ – сотни. Чтобы со всем этим справиться – наш бухгалтер Мария Лебедева и управделами Евгений Лебедев – вынуждены засиживаться до полуночи. Но они прекрасно ведут свою работу.
Я доволен нашим коллективом. К сожалению, мы привязаны к грантам и грабительским аукционам, где неизвестные, порой случайные организации отщипывают значительные суммы от стоимости работ. А свой финансовый запас нам так и не удается скопить, хотя у нас были свои спонсоры: одни обанкротились, другие уехали заграницу, третьи ушли в мир иной, не справившись с нашими порядками. Очень душат налоги и всевозможные ограничения со стороны финансовых и налоговых органов.

Наш Фонд вместе с государственными и общественными объединениями участвует в реализации несколько программ общероссийского масштаба, направленных на развитие культурных традиций, расширение круга чтения, приближение лучших образцов современной литературы и литературы молодых писателей к читателю, но их юбилеи впереди.
А сейчас я хочу горячо поблагодарить главных редакторов литературных журналов, их коллективы, наших дорогих писателей, рецензентов, руководителей мастер-классов, коллектив Фонда, журналистов, руководство и коллектив Роспечати, а также молодых писателей за успешную работу в этом важном проекте…