Арслан ХАСАВОВ
Чеченские писатели в Липках.

http://www.bbc.co.uk/blogs/russian/2010/11/post-330.html


Арслан ХАСАВОВ


Чеченские писатели в Липках.


Текст для блога на BBC немного сократили, поэтому для полноты картины, вернувшись из Чечни, выкладываю тут полную версию. 

Комментарии, кстати, неплохо поддерживают.


 


В конце октября в подмосковных Липках проходил очередной, на этот раз юбилейный, десятый форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья.


Организованный фондом социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, за годы своего существования он помог большому количеству молодых дарований.


Еще бы - кроме свежего липкинского воздуха и возможность публичного упования собой, это уникальный шанс познакомиться и поработать с редакторами ведущих литературных журналов страны в рамках семинарских занятий.


Для стороннего наблюдателя "толстяки", вроде "Нового мира", "Дружбы народов" и "Знамени" - пустые (или совсем немного наполненные) звуки из советского прошлого, но для молодого автора, публикация на страницах любого из этих изданий своего рода признание его таланта, аванс, выданный со словами: "Пиши, брат, все у тебя хорошо и все получится".


Тут же сдержанный интерес критики (а если повезет и издателей), да какой-никакой читательской аудитории.


Самым важным для меня во всей этой истории было знакомство с совсем еще юной, чуть ни в два раза младше меня поэтессой М., разгуливавшей по пансионату в красной с черным, наподобие шотландского килта, юбке чуть выше колен.


Я поедал ее взглядом дня два, остальные два потратил на общение.


Другое событие, не менее потрясающее для моей души, с годами обзаведшейся "зоной отчуждения" стало то, что мастера самого престижного семинара прозы, представители журнала "Знамя" условно посадили меня между Сэлинджером и Хэмингуэем. Это меня взволновало.


Сам я месяца за два до этого, облаченный в свет невидимого внутреннего свечения написал во все еще неоконченной повести: "Во мне - тайна. Рой мыслей или чистый нерасчерченный лист - неважно. Важно лишь то, что справа от меня Заратустра, а слева Холден"...


Каждый день мы разделывались с одним-двумя молодыми писателями: подробно изучив, высказывали свои мнения, указывали на ошибки - смысловые ли, грамматические ли, а мастера подводили черту и делились профессиональными советами.


Больше всего меня удивляло вот какая фраза, периодически произносимая одним из участников семинара и молчаливо поддерживаемая другими:


- Завязка слабая, развязка неудачная, сюжетная линия не прописана, герои не вырисованы, - и теперь внимание, - "шестеренки" не подогнаны, текст не "срабатывает".


Сам он писал как пенсионер – вяло-текуче, что называется "обо всем и ни о чем".


Предваряя обсуждение моих работ (нужно сказать, что меня обсуждали самым последним, под занавес работы форума и потратили на это около двух часов), я сказал:


- Тут много говорили и о завязках и развязках, - и бросил выразительный взгляд на молодого пенсионера, - о "шестеренках", которые нужно подгонять, сюжетных линиях. Я хочу сразу признаться, что ничем подобным не занимаюсь - есть белый лист и я, сел и написал.


Они не поверили мне, даже мастера, сказали, что я наверное пытаюсь произвести впечатление, ведь с завязкой, развязкой и остальным у меня все в порядке.


 


Вот и сейчас, работая в вольной манере, я почти забыл куда пишу и зачем - вам ведь интересно узнать о Чечне и чеченских писателях в целом, немного критики послушать. Пожалуйста, их есть у меня.


 


Нужно сказать, что на форум были приглашены пять писателей из Чечни: два сотрудника уважаемого мной литературного журнала "Вайнах" - критик Лидия Довлеткиреева и прозаик Сулиман Мусаев, а также замкнутый в себе, абсолютно закрытый сотрудник мирового суда г.Грозный, мрачный тип, Аслан Шатаев, не менее замкнутая поэтесса Роза Межиева, да я.


Фонд Филатова оплачивал участникам практически все - доставку из Москвы до места проведения семинаров, проживание, питание, единственное, в чем он просил содействовать глав регионов - так это в доставке молодых дарований до столицы.


Соответствующее письмо было направлено и главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову. Зная размах власть предержащих в нашей республики, я ни секунды не сомневался, что нас, каких-то пять человек, с флагами Чечни в руках и напутственными словами довезут до трапа самолета и посадят в бизнес-класс авиакомпании "Грозный-Авиа". (В самолеты, используемые данным перевозчиком восшествие по трапу полагается только пассажирам бизнес-класса, пассажиры же эконом-класса заходят в самолет по мини-лестнице, выезжающей из-под хвоста железной птицы).


В своих мечтаниях я заходил так далеко, что даже представлял, что президент пригласит нас, надежду и опору, к себе в резиденцию или на худой конец в личный зоопарк, где под вспышки фотокамер и горящие красные огни видеокамер государственных каналов, поговорит с нами о литературе. О классике, может быть, он ведь знает Пушкина, о наших потугах, возможно.


Не знаю, был ли в этом злой умысел или это всего лишь техническая накладка, но в официальном заявлении Пресс-службы Президента и Правительства ЧР представителей Чечни на Форуме осталось всего четверо, хотя чуть раньше в сообщении информагентства "Грозный-информ", а затем и республиканской газеты "Грозненский рабочий", перечислялись пять фамилий.


Кого же исключили из этого списка?! Конечно меня. Ведь в августе этого года, я будучи приглашенным гостем Эдинбургской книжной ярмарки, я в эфире радиостанции "BBC World Service" недвусмысленно высказался о реальном положении дел в Чеченском Республики - о проблемах молодежи и терроризме, к которому своей тупостью подталкивают официальные власти.


Ведущий программы "Europe Today" Пол Хенли, в студии которой я и мой английский издатель находились, спросил меня какую реакцию вызывает то, что я пишу на Родине.


Я рассказал ему историю о том, как Председатель союза журналистов Чечни выступил с развернутой статьей, где поносил меня, называя предателем родной земли и призывал "бросить гусиное перо на папирус" и др.


Он уточнил, а как же я отношусь к тому, что меня называют предателем?!


Я сказал, что не считаю себя предателем, что предатели те, кто сегодня правят республикой, и что сроки их работы ограничены, затем будет совсем другая история, сказал я с ноткой тайны в голосе.


Конечно, Президент не пригласил нас к себе, да что там пригласил, и билеты-то никто оплачивать не собирался.


Я встретился с неоднократным участником этих семинаров Сулиманом Мусаевым в "Доме печати", что в центре Грозного, спросил, как все это происходит, когда будут билеты и т.д. На что он мне ответил, что история с билетами практически всегда окутана завесой тайны - письмо Фонда "футболят" туда-сюда администрация Президента и Министерство Культуры. А если кто и платит, так это Союз Писателей Чечни, который может разродиться билетами на плацкарт.


- Плацкарт? - не поверил я своим ушам, - Разве не авиа?


Он грустно ухмыльнулся и подтвердил:


- Жэ-дэ.


На следующий день я был в кассе аэропорта. Слава Аллаху, у меня есть кое-какие деньги и я не должен участвовать в этой унизительной беготне.


- Так даже удобнее, - успокаивал я себя, - Ничего, если они тебе ничего не должны, тогда и ты им ничего не должен. Что для писателя может быть важнее полной свободы?! Не ограниченный никакими, кроме внутренних, рамками, ты можешь продолжать целенаправленно отделять черное от белого, складывая в отдельную полочку серое...


...В последний день Форума, состоялось его торжественное закрытие, где руководители семинаров подводили результаты своей работы.


Сито работало безотказно, теперь из общей массы приглашенных, кое-где треснувших, кое-где подернутых темной пленкой алмазов, отбирали красиво переливающиеся бриллианты.


"К публикации в сборнике "Новые писатели России" семинар журнала "Знамя" рекомендует Хасавова Арслана, Чеченская Республика", - произнес Анатолий Курчаткин с высокой трибуны.


Филатов записал...


Я проводил М. вместе с матерью до вокзала. Усадил в зале ожидания и был таков.


Я знал, что она смотрит мне вслед и чувствовал, что все вокруг нее, должно быть, выглядит размытым.





В сокращении опубликовано на сайте ВВС


http://www.bbc.co.uk/blogs/russian/2010/11/post-330.html

 

© 2000 Москва. Фонд СЭИП.
e-mail: fseip@mail.ru