Елена УСАЧЕВА
Время семинаристов.



(По итогам 9 семинара молодых писателей, пишущих для детей

В селе Константиново Рязанской области Фонд Социально-Экономических и Интеллектуальных программ при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провел Девятый Семинар детских писателей. До этого были Спасское-Лутовиново, Тарханы, Мелихово – семинар путешествующий, каждый год он получает прописку в новом «литературном» месте. Это задумка руководителя Фонда Сергея Александровича Филатова. Получается, что к мастерам, работающим с молодыми авторами, всегда присоединяется некий инфернальный дух. В этот раз Валерию Воскобойникову, Марине Бородицкой и Ирине Арзамасцевой помогал Есенин. На будущий год стоит ждать стихов о березах, воробьях и красотах деревенской жизни.

Еще Литературный институт упрекали в этом, мол, как можно «учить» творить. Учить нельзя, их можно только создавать. Имена выпускников Лита говорили сами за себя – Айтматов, Астафьев, Симонов, Трифонов, Розов, Искандер, Приставкин, Вампилов, Рубцов, Пелевин. Работа Фонда Социально-Экономических и Интеллектуальных Программ с молодыми многими тоже воспринималась как вещь несерьезная. Мол, собирается толпа молодежи – какой в этом прок? Но вот засверкали на литературном горизонте имена форумцев – Сенчина, Прилепина, Садулаева, Шаргунова, Абузярова, Востокова. Вот и рассуждайте о пользе.

Конечно, никто никого не учит писать. Семинары и Форумы создают творческую среду, столь необходимую любому пишущему человеку. Человек оказывается среди таких же по-хорошему сумасшедших людей, как и он сам. И если проблемы взрослой литературы близки и понятны многим, то детская литература стоит особняком, о ней ни с кем, кроме мамаш, озабоченных воспитанием отпрысков, вроде как не поговоришь. Вот и выходит, что начинающим детским писателям более всего необходимы такие встречи. Каждому важно понять, что он не один в этом мире взрослых, глубоко убежденных, что детская литература заканчивается на Маршаке и Чуковском; каждому важно увидеть себе подобных и убедиться, что жизнь только начинается. Что выбор такого пути – не подписание себе смертного приговора. Ну, и конечно, советы мастеров, поиск нового, выкристализовывание собственного стиля. Писателя делает литературная среда, а по-нынешнему – тусовка. И чем интересней будут вокруг тебя люди, интересней и требовательней, тем ярче и неожиданней будет сам писатель. А тут еще тебя подпитывают такие монстры – Есенин, Тургенев, Лермонтов, Чехов, в чьих имениях и родовых гнездах проходят семинары.

Несколько лет назад один из таких семинаров детских писателей собрал у себя, наверное, самые яркие звездочки молодого детписовского небосклона, так что сейчас, открывая списки финалистов премий, неизменно встречаешь их имена. В этом году лауреатами премии им. Михалкова стали Ирина Богатырева и Наталья Волкова; в прошлом премию им. Крапивина взяла Елена Борода, среди финалистов Книгару оказалась Наталья Евдокимова; несколько лет назад премию «Заветная мечта» брали Алексей Олейников и Станислав Востоков. Получив свои премии и награды, ребята готовы ехать на семинар вновь, уже не столько за учебой, сколько все за той же самой невероятно наэлектролизованной атмосферой, что рождается за время обсуждений и разговоров.

Семинар девятый и, как большинство систем, эта развивается по синусоиде. Сейчас она находится не в высшей точке своего развития, но и не на нисходящей. Скорее на восходящей. Первые несколько семинаров дали невероятный результат – появились новые интересные имена, вышли новые интересные книги (и некоторые благодаря Фонду и при его поддержке), после чего действительно стало можно говорить о молодой детской литературы как о явлении (как в свое время говорили о молодой «взрослой» литературе, как о таком же явлении).

Но если взрослая литература так и осталась замкнутой на самой себе: мы говорим об отдельных авторах, а не о школе или объединении, - то молодые детские писатели стали объединяться, стремиться к своему читателю, выступая против расхожего утверждения, что современный ребенок книгу в глаза не видит. Видит, и очень хорошо. Надо только ему об этой книге рассказать. И как эхо от хорошего грома, отзвуком первых Филатовских семинаров стали фестивали и праздники детской литературы, организованные самими же семинаристами. Анна Матасова в далекой карельской Питкяранте проводит уже третий фестиваль чтения, на который приглашает, как молодых (все тех же семинаристов) – Ирину Мамаеву, Евгению Коробкову, Елену Усачеву, так и «проверенных» авторов – Константина Арбенина из Питера или финскую рок-группу «Рок-грызуны» с переводчицей Анной Сидоровой, филатовским же семинаристом. Организованное участниками семинара творческое объединение «Остров Ю» с выступлениями съездило в Челябинск, в Хельсинки, а сейчас проводит Детские Дни в рамках литературного симпозиума «Волошинский сентябрь» в Коктебеле. Не за горами праздник детской литературы во Владимирской области, который будет проводиться так же силами семинаристов. Семинаристы взялись выпускать интернет-журнал «Переплет» о современной детской литературе. И пускай он местами выглядит дилетантски и наивно, но это все же «игра, которая стоит свеч». Надо так же упомянуть, что молодые детские писатели, при помощи все того же Фонда Филатова, стали завсегдатаями анимационного фестиваля в Суздале, и есть шансы, что в нашей анимации появятся свежие сценарии и красивые экранизации.

Но есть и еще один фронт, на котором собираются наступать детские писатели-семинаристы – критика. Нормальной критики современной детской литературы сейчас почти нет. Есть обзоры на ресурсах БиблиоГид и «Желтая гусеница», на паре других сайтах. Но все они носят скорее рекомендательных характер и попахивают вкусовщиной, нежели несут в себе грамотный разбор и адекватную оценку. Именно поэтому на семинаре в Константиново появилась новая секция – литературная критика. Вела ее известный критик, литературовед, доктор филологических наук, автор многих учебников по детской литературе, Ирина Николаевна Арзамасцева. Она один из первых критиков, если не единственный, кто стал говорить о том, что современной детской литературе нужна не новая форма, а новый герой, что старомодная ритмика, повествовательность – все это новое произведение не делает новым, а ставит в ряд пусть хорошо написанных, но старомодных. Именно поэтому на последней премии Михалкова победил роман «Кадын» Ирины Богатыревой, где показана судьба по возрасту ребенка, но на деле – взрослого человека, принимающего взрослые решения. Концовка романа скорее удивит, чем заставит покачивать головой, мол, я так и знал. Это новый роман. И дело критика первым увидеть это. И таких критиков надо растить из среды самих детских писателей, хорошо знающих материал, любящих и умеющих читать детские книги.

Пока же молодые семинаристы все больше «разминают» старый материал – пишут сказки по следам Туве Яннссон, препарируют мифы Древней Греции, населяют мир очередными говорящими ежиками и кошечками, разбивают лбы своих героев о первую любовь, в стихах воспевают море, ветер и деревья.

Это и хорошо, и плохо. Любой начинающий всегда кому-то подражает, «прогибается» перед классиками. Это закон роста. Тот же самый Есенин был мастер вовремя ввернуть льстивое словечко, часик посидеть на кончике стула, потея от старания угодить мастеру. Но стоило ему почувствовать свою силу, он стал хулиганить. Вспомнить тот же самый «Манифест имажинистов», или как Есенин с Мариенгофом меняли таблички на улицах Москвы. Так за одну ночь Кузнецкий Мост становился «Улицей имажиниста Есенина», а Петровка «Улицей имажиниста Мариенгофа». А его смелые стихи «Страна Негодяев», «Исповедь хулигана», «Пугачев»? Это было то самое хулиганство, ломка старого, что превратило талантливого мальчика в косоворотке в яркого поэта со своим голосом.

Вот этого «хулинства» и ждешь от молодых писателей. Конечно, не на уровне переименовывания улиц. Вряд ли константиновцам понравится, что их теперь будут звать как-то иначе. Для многих на семинаре время ученичества прошло, пора вставать на ноги и творить свое, тем самым впустив на свои места «свежую кровь». И свое должно быть дерзкое, смелое, решительное, без благоговейного пота и кивков на образцы до искривления шеи.

Надо сказать, что со свежей кровью все не так и плохо. Работы на конкурс прислали из более чем тридцати регионов, при чем это не только Россия, но и ближнее зарубежье. В итоге попали не столько Москва, сколько – Челябинск, Питер, Мурманск, Вятка, Алма-Ата, Днепропетровск, Новосибирск, Екатеринбург и другие области. Россия всегда прирастала своими регионами, так вот и сейчас эти регионы готовы творить сами, рождать собственную сказку. Потому что по закону все той же синусоиды, свежие неординарные идеи скорее придут из замкадья, чем от бульварного кольца. Три вокзала дадут того самого нового героя, а никак не притомившаяся задремавшая столица. Не даром самые сильные сегодняшние авторы в детской литературе Эдуард Веркин из Иванова, Ирина Богатырева из Ульяновска, Станислав Востоков, живущий в Подмосковье (слава Богу, его район Москвой не стал), Евгения Пастернак с Андреем Жвалевским из Минска. И это прекрасно, что «региональных», а так же заграничных авторов на семинаре становится все больше. Жаль только, что среди них мало мужчин. Мужская детская проза не пускает в текст ненужного сюсюканья и сентиментальности, дает строгие, немногословные повести и рассказы. Но, памятуя все о той же самой синусоиде, посоветуем подождать. Тем более ребята, получившие рекомендации на участие без конкурса в Форуме молодых писателей в Липках этой осенью, действительно, очень интересные. От критиков это Татьяна Фролова (Санкт-Петербург) со смелой яркой критикой на произведения Дины Сабитовой и Екатерины Мурашовой, от прозаиков Эльвира Фарниева (Северная Осетия-Алания) со сказкой «Не так быстро, царевна», от поэтов - Юлия Симбирская (Ярославская область).

Все будет. А по восторженным отзывам мастеров по итогам семинара этого года, можно сказать, что уже многое есть. Есть зарекомендовавшая себя программа, есть множество начинаний, есть книги и сборники. Дальнейшее решит время, а оно пока на стороне Семинара.

 

© 2000 Москва. Фонд СЭИП.
e-mail: fseip@mail.ru