Светлана Алексиевич. «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»

(Серия: «Антология выстаивания и преображения» сборник, 2009.)

О книге:

«У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич.

В эту книгу вошли повести «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели» (сто недетских рассказов). Они объединены одним временем и одним событием – Великой Отечественной войной. Но война увидена и рассказана не мужчинами, а женщинами, которые воевали вместе с мужчинами, и детьми, чье детство называлось войной. Непривычные рассказчики открывают войну, которую мы не знали…
Повесть «У войны не женское лицо» — соткана из воспоминаний о Великой Отечественной войне женщин и мыслей автора, пытающейся понять, почему девочки – вчерашние школьницы, женщины – матери – мягкие, нежные, добрые, взяли оружие, пошли на фронт, взрывали, убивали. Какая она – война, в их глазах? Что она оставила в душах, как отразилась на их судьбах? Им доставалось и на войне, и после войны. Им было трудно – война не отпускала их и в мирной жизни. Автор книги выполняет их наказ – «надо, чтобы осталось. Надо передать. Где-то в мире должен сохраниться наш крик. Наш вопль…».
Повесть «Последние свидетели» — воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет — дети, которые запоминали самые яркие и трагические моменты той войны, и то, что чувствовали. «Я помню маму. Когда ее вели на расстрел, она просила: «Дочку уведите… Закройте дочке глаза…», — вспоминает одна из героинь». А я не плакал, когда падала бомба, я топал ножкой и приговаривал: «Я буду жить! Я буду жить!»… И эти детские воспоминания, детские слезы – самое тяжкое обвинение войне. Сегодня дети войны — последние свидетели тех трагических дней. Они рассказывают, как их детство сжигали, расстреливали, убивали бомбами, пулями, голодом, страхом, сиротством. Дети свидетельствуют против войны, обвиняют фашизм, надеясь, что они – последние свидетели войны.

О серии «Антология выстаивания и преображения»

В этой серии издаются произведения мировой литературы, авторы которых, порой в нечеловеческих условиях политического и физического насилия смогли выстоять и победить. Герои произведений прошли через ад и им есть чем поделиться с новыми поколениями людей, чтобы не повторились ужасы ХХ столетия, давшего миру страшный урок тоталитаризма: гитлеровские концлагеря и сталинский ГУЛаг, депортация народов, холокост и революционные «эксперименты» в различных странах мира. В «Антологии» собраны многократные примеры высокой нравственной позиции, личного бесстрашия, — качеств, которые не позволяют мириться с любыми формами унижения человеческого достоинства.
Авторы «Антологии» — представители разных стран мира, национальностей, вероисповеданий. Нельзя сказать, что эти исторические свидетельства вовсе незнакомы читателю. Большинство из них были опубликованы ранее, но растворились в потоке многочисленной информации.
Между тем в жизнь вступают новые поколения, не имеющие такого страшного опыта, поэтому очень важно передать юношеству трагический, но благотворный опыт выстаивания и преображения, сохранения человеческого достоинства. Это особенно актуально сегодня, когда временами усиливается рвение к власти экстремистских группировок, исповедующих идеологию нацизма и тоталитаризма. Неискушенность молодых людей порой может быть благоприятной почвой для тех, кто пытается подкрасить тоталитаризм и выдать методы Гитлера и Сталина за спасение.
«Антология» призвана стать своего рода прививкой против всевозможных духовных эпидемий и массовых психозов.