24 марта 2015 г.
24 марта 2015 года в Международном Центре культуры А.И.Солженицына состоялась встреча интеллигенции с писателем Израилем Аркадьевичем Мазусом, посвященная презентации его книг под общим названием «Молодежное сопротивление сталинскому режиму». Были представлены книги, написанные И.А.Мазусом в разные годы: «Пока свободою горим», выпущена Фондом СЭИП в серии «Антология выстаивания и преображения», Справочник «Подпольные молодежные организации, группы и кружки (1926-1953) и «Демократический союз. Следственные материалы. 1928-1929гг».
Вечер открыл президент Фонда СЭИП С.А.Филатов. В своем выступлении он поблагодарил И.А.Мазуса за огромную работу, которая позволяет осветить еще одну, очень важную страницу в нашей истории и подчеркнул актуальность выхода книг именно в настоящее время, когда в стране идет возрождение сталинизма и все больше проявляет себя агрессивностью раскультуренный социум.
В своем выступлении И.А.Мазус рассказал о том, как создавались эти книги, рассказал проделанной работе в архивах ФСБ и о самом молодежном протестном движении в годы правления Сталина.
В 1953-ем году в связи со смертью И.В.Сталина завершился самый суровый и жестокий период современной истории России, начавшийся в 1917-ом Февральской и Октябрьскими революциями, которые и привели нашу страну к однопартийной диктатуре. К тому времени история революционного движения в России насчитывала почти 100 лет и основу ее, если исключить восстание декабристов в 1825-ом году, составляла студенческая молодежь, которая была захвачена идеями свободы, равенства и братства. Для достижения своих целей многие молодые революционеры становились на путь террора, принося и самих себя в жертву, как им казалось, ради светлого будущего.
Революции 17-го года — естественное продолжение этой борьбы. В последние десятилетия перед развалом российской империи эта борьба велась с особым ожесточением. В связи с этим, приступая к работе над этим справочником, невозможно было не думать о том, что попытки тех групп молодежи, которые, в эпоху большевистской диктатуры пытались оказать ей организованное сопротивление, неизбежно должны были наследовать тот революционный дух, который вдохновлял их предшественников на борьбу с царизмом. Однако, понятно и то, что в условиях диктатуры случайно оказавшихся у власти людей, обладающих мощным карательным аппаратом, и боящихся эту власть потерять, создать какое либо серьезное организованное сопротивление было невозможно. Хотя бы потому, что в отличие от их предшественников им было очень трудно не только обозначить конечные цели своей борьбы, ведь большевистские лозунги были правильными, но и получить поддержку тех большевиков, которые уже понимали преступный характер новой власти.
Однако, молодежные организации, несмотря ни на что, все-таки появлялись. Они создавались стихийно молодыми людьми, которым по разным причинам, будь то неверие в виновность близких людей, которые арестовывались как «враги народа», или тем, кому было невыносимо наблюдать как власть не по совести расправлялась с неугодными ей людьми. Отношение к коллективизации. Или на международной арене, когда большевики совершали действия, которые противоречили здравому смыслу. Например, заключение Брестского мира, который исключил Россию из числа победителей Германии и оттолкнул от большевиков единственную партию, которая была их союзником при захвате власти в октябре 1917-го — партию левых эсеров.
Вся история советской власти это история непрерывной борьбы с действительными, а часто и мнимыми, внешними и внутренними врагами. А учитывая ту роль, которую в истории русского революционного движения играла студенческая молодежь, начиная с выстрела в императора Александра 11 Дмитрия Каракозова в 1866-ом году, понятно, какое внимание было приковано ко всему тем политическим веяниям, которые происходили в молодежной среде. С появлением комсомола (1918г.) и пионерской организации (1922г.) советская власть получила возможность проводить жесткую молодежную политику, всегда опираясь, при этом, на карательные органы. Тем более удивительно, что, несмотря на тотальную слежку и доносительство, особенно до 1953-го года, находились такие молодые люди, их всегда было очень немного, которые все-таки пытались организовать подполье для борьбы с несправедливой властью. Или просто осмеливались говорить, что действия власти под социалистическими лозунгами, которыми она прикрывается, этим лозунгам никак не соответствуют. Однако, бывали и такие случаи, когда чекисты сами придумывали такие кружки и организации, чтобы лишний раз напомнить высшему руководству страны об опасностях, которые их окружают.
Первые массовые аресты молодежи были произведены в 1926-ом году после того, как на 5-ом съезде комсомола было принято решение об окончательном искоренении в СССР скаутского движения. Движение скаутизма (skout – разведчик) родилось в Англии в 1907-ом году, и было основано героем англо-бурской войны генералом Баден Пауэллом. В России первый скаутской костер был зажжен 30 апреля 1909-го года основателем скаутского движения в России Олегом Ивановичем Пантюховым. К началу Гражданской войны в России насчитывалось 50 тысяч скаутов, живущих в 200 городах. Пионерская организация во многом копировала скаутское движение, но была создана в противовес ему. Достаточно сказать, что девиз пионеров «Будь готов!» это девиз скаутов. Только скауты и пионеры отвечали на него по-разному. Для скаутов главными жизненными ценностями были: долг перед Богом, долг перед окружающими, долг перед самим собой. А у пионеров – долг перед коммунистической партией.
Последний слет российских скаутов, который был разогнан милицией, после того, как скауты развернули свои знамена, состоялся под Москвой в селе Всехсвятском весной 1923-го.
Официально деятельность скаутских организаций была запрещена постановлением 2-го съезда РКП(б) 12.Х1.22г., однако аресты скаутов начались только в 1926-ом.
Постепенно уходящее в подполье скаутское движение превратилось в организацию, ядро которой составили молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет.
С начала 30-х годов ОГПУ начинает вести постоянное наблюдение за теми группами студенческой и творческой молодежи, которые ведут независимый образ жизни, предпочитая проводить время только в своей среде. Видимо, именно в эти годы ОГПУ начинает широко использовать осведомителей, которых засылает в эти группы, поскольку ни одна из тех организаций, которые арестовывались в 30-х – 50-х годах прошлого века не смогла просуществовать достаточно долго.
На вечере выступили: Анатолий Ермолин, который рассказал о восстановлении скаутского движения в России, Мария Шмаина, участница молодежного протестного движения, Арсений Рогинский — руководитель «Мемориала», Юрий Самодуров и художник Юрий Злотников